Доступная среда

МАОУ СОШ № 25/11 принимает участие в реализации программы «Доступная среда» с 2013 года

Программа «Доступная среда» обеспечивает:
• создание в МАОУ СОШ № 25/11 специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
• социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении;
• реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что будет способствовать их полноценному участию в жизни общества.
Ожидаемые результаты:
• позитивный эффект для уровня качества образования детей с ОВЗ, повышение качества их образования, успешная социализация в обществе;
• обновление качества образования за счет работы над индивидуальными проектами, участием в конкурсах, выставках, конференциях различного уровня.
Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития.
Программа «Доступная среда» в МАОУ СОШ № 25/11 направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, эффективность их реабилитации за счёт доступности образовательной среды, преодоление самоизоляции детей с ограниченными возможностями здоровья и негативного отношения к ним и является составной частью программы развития нашей школы.
«Доступная среда» обеспечивает:
• выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;
• осуществляет индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого педагогическое сопровождение детей с ОВЗ;
• даёт возможность освоить детям с ОВЗ основную образовательную программу;
• обеспечивает интеграцию детей с ОВЗ в образовательном учреждении.
Основные задачи программы «Доступная среда»:
1. Задачи, ориентируемые на детей с ОВЗ:

  • Выявить особые образовательные потребности детей с ОВЗ.
  • Осуществить индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ с учётом их индивидуальных возможностей.
  • Обеспечить возможность освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы и их интеграцию в образовательное учреждение.

2. Задачи, ориентируемые на педагогов и специалистов:

  • Сориентировать коллектив педагогов школы на организацию и поддержку семей с детьми ОВЗ.
  • Повысить профессиональную компетентность педагогов и специалистов.
  • Формировать условия для эффективного развития обучающихся с ОВЗ.

3. Задачи, ориентируемые на родителей детей с ОВЗ:

  • Информирование родителей о программе «Доступная среда», о создании без барьерной среды в МАОУ СОШ № 25/11 для детей с ОВЗ.
  • Просвещение родителей по вопросам реализации дифференцированных психолого педагогических, медико-социальных и правовых условий обучения, воспитания, развития и социализации детей с ОВЗ.

Как известно, ограничивает возможности человека не группа инвалидности, а именно среда. Если окружающая среда будет абсолютно доступна для людей с ограниченными возможностями здоровья, он сможет пользоваться важными жизненными благами наравне со всеми. Главная задача программы «Доступная среда» — создание безбарьерной среды для детей-инвалидов, обеспечение их права на качественное образование, полноценное участие в общественной жизни. В нашей школе созданы все условия для безбарьерного доступа для детей с ограниченными возможностями здоровья: медицинский кабинет, столовая, санитарная комната, информационно- библиотечный центр, учебные кабинеты, кабинет здоровья, установлен пандус.

В нашей школе уже смонтированы широкие входные двери, пандусы, съезды.

В корпусе Б (ул. Дзержинского, 115) имеются дорожки из тактильной плитки, пути движения внутри здания, санитарно-гигиенические помещения, установлено компьютерное оборудование для детей с нарушением зрения.

В корпусе А (пер. 3-й артиллерийский, 21) в учебном кабинете установлено сенсорное оборудование, отвечающее последнему слову техники.

Сенсорный учебный кабинет:

— среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха и вестибулярные рецепторы;

— профилактическое средство школьного переутомления, особенно для детей-инвалидов, так как они более всех подвержены утомлению.

Сенсорное оборудование помогает снимать мышечное и психоэмоциональное напряжение, активизировать функции ЦНС в условиях обогащенной мультисенсорной среды, создает ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность.

Прием лиц с ОВЗ в школу проходит в соответствии с общим порядком поступления ребенка в школу. При этом результаты медицинского обследования перед поступлением в школу и результаты обследования ПМПК не должны содержать в заключении противопоказаний к поступлению в массовую школу.  Совместное воспитание и обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, не должно отрицательно сказываться на результатах обучения последних.

На 1.04.2021 года в МАОУ СОШ №25/11  учащихся с ОВЗ — 11

Из них имеют проблемы:

со слухом-0

со зрением — 0

с опорным аппаратом — 0

имеют ментальные нарушения — 0

с ЗПРР — 11

обучаются в классах коррекции- 8

На 1.04.2021 года в МАОУ СОШ №25/11 обучаются 12 детей-инвалидов.

Из них имеют заболевания:

ДЦП — 2

опорно-двигательного аппарата — 3

слуха — 1

общее заболевание — 6

Обучение детей-инвалидов  организовано в форме инклюзивного образования или обучения на дому, в соответствии с  рекомендациями ПМПК или врачебной комиссии.

Во время проведения уроков и занятий с детьми-инвалидами, применяются мультимедийные средства, оргтехника и иные средства для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями.

Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины преподавателями дополнительно проводятся групповые и индивидуальные консультации, для информирования родителей имеется сайт школы, электронный дневник.

Форма проведения текущей и итоговой аттестации для детей-инвалидов может быть установлена с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, в форме тестирования и т.п.). При необходимости проводится подбор и разработка учебных материалов в печатных и электронных формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

Учебные кабинеты оборудованы специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования, в том числе для детей-инвалидов. Это:

— мультимедийные комплексы (проектор и экран),

— интерактивные доски,

— ноутбуки для ученические с подставкой под ТСО,

— телевизоры,

— видео DVD,

— наушники,

— микрофон,

— мультимедиа комплект для детей с проблемами зрения,

— тач-панель.

В обоих корпусах имеются входы оборудованные пандусами для инвалидных колясок.

Официальный сайт МАОУ СОШ №25/11 имеет версию для слабовидящих (для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению).

Условия организации питания  и охраны здоровья обучающихся с ограниченными возможностями.  

Все обучающиеся с ОВЗ дети   обеспечиваются горячим двухразовым питанием в порядке, установленном региональными актами.
Питание обучающихся организуется в соответствии с нормами СанПиН 2.4.5.2409-08.  Пунктом 6.8 СанПиН закреплено, что обучающиеся обеспечиваются двухразовым горячим питанием (завтрак и обед).   Выдача обучающимся сухого пайка нормами СанПиН не предусмотрена.
Денежные средства на обеспечение питания могут выделяться как из средств бюджета субъекта, так и из муниципального бюджета.

Специальные условия охраны здоровья

Сведения об условиях охраны здоровья обучающихся в том числе и обучающихся с ОВЗ
1.Освещение, проветривание помещений, учебное расписание и организация питьевого режима соответствуют требованиям СанПиН.
2.Медицинский блок состоит из нескольких помещений: процедурной комнаты, кабинета врача. Осуществляется оказание первичной медико-санитарной помощи, прохождение периодических медицинских осмотров и диспансеризации, проведение привинтивных мероприятий.
3. Организован пропускной режим в здание школы, территория по периметру имеет ограждение и освещение.
4. На этажах и в помещениях здания размещено достаточное количество огнетушителей для соблюдения пожарной безопасности детей.
5. Проводятся классные часы, индивидуальные беседы с обучающимися и их родителями по пропаганде и обучению навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда, профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, по профилактике и запрещению курения, употреблению алкоголя, слабоалкогольных напитков, пива и психотропных веществ и их прекурсоров, и аналагов, и других одурманивающих средств.
6. По профилактике несчастных случаев с обучающимися во время их пребывания в образовательной организации проводятся общешкольные линейки, общешкольные мероприятия, классные мероприятия, беседы с родителями, родительские общешкольные и классные собрания. Ведется целенаправленная работа педагога-психолога, социального педагога.
7. Для проведения санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий проводятся влажные уборки помещений, проветривания, а также генеральные уборки помещений.
8. Организовываются мероприятия на свежем воздухе, прогулки во время динамической паузы. На уроках проводятся физкультминутки для мышц тела, для глаз, для дыхания.
9. Ведется ежедневный мониторинг за состоянием здоровья обучающихся в зимнее и весеннее время.
10. Администрация школы держит на контроле вопрос по расследованию и учету несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации.
11. Проводится обучение педагогических работников навыкам оказания первой медицинской помощи.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №25/11