МАОУ СОШ № 25/11 принимает участие в реализации программы
«Доступная среда» с 2013 года
Нормативно-правовая документация программы «Доступная среда»
• Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 годы
• Долгосрочная целевая программа «Доступная среда» на 2015-2017 годы», утвержденная Постановлением Правительства РО от 02.08. 2012 N 699
• Долгосрочной целевой программы «Доступная среда» на 2013-2015 годы» утвержденная Постановление Администрации г. Таганрога от 29.03.2013 N 950
Программа «Доступная среда» обеспечивает:
• создание в МАОУ СОШ № 25/11 специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
• социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении;
• реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что будет способствовать их полноценному участию в жизни общества.
Ожидаемые результаты:
• позитивный эффект для уровня качества образования детей с ОВЗ, повышение качества их образования, успешная социализация в обществе;
• обновление качества образования за счет работы над индивидуальными проектами, участием в конкурсах, выставках, конференциях различного уровня.
Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития.
Программа «Доступная среда» в МАОУ СОШ № 25/11 направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, эффективность их реабилитации за счёт доступности образовательной среды, преодоление самоизоляции детей с ограниченными возможностями здоровья и негативного отношения к ним и является составной частью программы развития нашей школы.
«Доступная среда» обеспечивает:
• выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;
• осуществляет индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого педагогическое сопровождение детей с ОВЗ;
• даёт возможность освоить детям с ОВЗ основную образовательную программу;
• обеспечивает интеграцию детей с ОВЗ в образовательном учреждении.
Основные задачи программы «Доступная среда»:
1. Задачи, ориентируемые на детей с ОВЗ:
- Выявить особые образовательные потребности детей с ОВЗ.
- Осуществить индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ с учётом их индивидуальных возможностей.
- Обеспечить возможность освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы и их интеграцию в образовательное учреждение.
2. Задачи, ориентируемые на педагогов и специалистов:
- Сориентировать коллектив педагогов школы на организацию и поддержку семей с детьми ОВЗ.
- Повысить профессиональную компетентность педагогов и специалистов.
- Формировать условия для эффективного развития обучающихся с ОВЗ.
3. Задачи, ориентируемые на родителей детей с ОВЗ:
- Информирование родителей о программе «Доступная среда», о создании без барьерной среды в МАОУ СОШ № 25/11 для детей с ОВЗ.
- Просвещение родителей по вопросам реализации дифференцированных психолого педагогических, медико-социальных и правовых условий обучения, воспитания, развития и социализации детей с ОВЗ.
Как известно, ограничивает возможности человека не группа инвалидности, а именно среда. Если окружающая среда будет абсолютно доступна для людей с ограниченными возможностями здоровья, он сможет пользоваться важными жизненными благами наравне со всеми. Главная задача программы «Доступная среда» — создание безбарьерной среды для детей-инвалидов, обеспечение их права на качественное образование, полноценное участие в общественной жизни. В нашей школе созданы все условия для безбарьерного доступа для детей с ограниченными возможностями здоровья: медицинский кабинет, столовая, санитарная комната, информационно- библиотечный центр, учебные кабинеты, кабинет здоровья, установлен пандус.
В нашей школе уже смонтированы широкие входные двери, пандусы, съезды.
В корпусе Б (ул. Дзержинского, 115) имеются дорожки из тактильной плитки, пути движения внутри здания, санитарно-гигиенические помещения, установлено компьютерное оборудование для детей с нарушением зрения.
В корпусе А (пер. 3-й артиллерийский, 21) в учебном кабинете установлено сенсорное оборудование, отвечающее последнему слову техники.
Сенсорный учебный кабинет:
— среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха и вестибулярные рецепторы;
— профилактическое средство школьного переутомления, особенно для детей-инвалидов, так как они более всех подвержены утомлению.
Сенсорное оборудование помогает снимать мышечное и психоэмоциональное напряжение, активизировать функции ЦНС в условиях обогащенной мультисенсорной среды, создает ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность.